СЕКРЕТЫ КАЗАЦКОГО ЗДОРОВЬЯ

О казацких методах исцеления от недугов ходят легенды. Например, о практике накладывать на открытые раны смесь земли и слюны, которая действовала как бальзам, или о лечении тяжелобольных бессонницей под ритмичный барабанный бой. Конечно, арсенал современных медиков гораздо богаче арсенала лекарей из Запорожской Сечи, однако к некоторым методам лечения наших предков стоит присмотреться внимательнее

 

 

Немного истории

 

«Казацкая медицина была порождена необходимостью выживать в экстремальных условиях. Часто лекаря на Сечи не было вообще, поэтому казаки занимались самолечением или обращались к знахарям», — рассказал руководитель «Казацкой рыцарской школы» Владимир Шерстюк, специально изучавший этот вопрос.

Врачевателями часто становились казаки, которые не могли участвовать в боях после тяжелых контузий, но хотели быть полезными своим побратимам. Казацкая медицина основывалась на знаниях свойств целебных трав и других природных материалов. В XVIII веке казаков лечили цирюльники, которых учили не только стричь и брить, но и вскрывать нарывы, бинтовать раны, вправлять вывихи, пускать больным кровь.

Особой сноровкой славились казаки-костоправы. Они вправляли вывихи, на ощупь определяя смещение костей. Рентгеновских аппаратов тогда не было, да они были и не нужны. Кандидат в костоправы должен был собрать разбитый сосуд, помещенный в завязанный мешок. Едва ли современные дипломированные хирурги способны повторить такой трюк.

 

 

Военно-полевая медицина

 

Казаки были долгожителями. Случалось, жили и дольше 100 лет, сохраняя дееспособность и острый ум, если, конечно, не погибали в бою.

Поскольку казаку было необходимо всегда сохранять боеготовность, он много внимания уделял профилактике недугов.

Любой врач подтвердит: болезни обходят стороной тех, кто соблюдает личную гигиену. В отличие от своих европейских современников, которые зачастую пренебрегали водными процедурами, предпочитая обливать себя духами, носили напудренные парики, под которыми чего только не водилось, казаки купались каждый день при любой погоде, а зимой обтирались снегом. Идя в бой, всегда надевали чистые рубахи — в случае ранения их использовали как перевязочный материал.

Что до питания, то казаки всегда ели только свежеприготовленную пищу. Француз Гийом де Боплан отмечал, что во время зимних походов среди казаков больных не было, так как они трижды в день ели горячую похлебку из пива, заправленную растительным маслом и перцем.

Сырую воду из незнакомых источников запорожцы не пили. Всегда старались ее прокипятить, добавив туда полынь или зверобой — травы, обладающие антимикробными свойствами. Если такой возможности не было, заедали воду древесным пеплом (средневековый заменитель активированного угля). Этим нехитрым средством предохранялись от холеры.

Тяжелораненых воинов, потерявших много крови, поили «кузнечной водой» — в которой охлаждались сабли в процессе закаливания. Это казацкое «колдовство» можно легко объяснить с помощью химии — окись железа, попадая в воду, делает из нее необходимую для ослабленного организма «минералку».

Известно также, что раны лечили даже... сырой рыбой. Рыбный «компресс» накладывали на рану, после чего она быстро затягивалась. Раны от стрел, самые глубокие и болезненные, залечивали маслом зверобоя и полынной медовухой.

 

 

Казацкая фитотерапия

 

Казаки хорошо разбирались в целебных травах. Знали, что в степи можно найти лекарство от всех недугов. Тысячелистником, который еще скифы называли солдат-травой, лечили огнестрельные раны — свежие листья растирали до получения кашеобразной массы и смешивали ее со смальцем. Настойкой корня аира полоскали рот при цинге, обмывали ею раны. Отвар полыни употребляли при расстройстве желудка, с его помощью избавлялись от глистов. Спорышом лечили почечные болезни и выводили камни из желчного пузыря. Отваром дубовой коры укрепляли десны, добавляли его в воду для купания, а веточку дуба использовали в качестве зубной щетки. 

Казакам удавалось лечить травами даже бешенство. Современная медицина не придумала ничего лучшего, чем 39 уколов в живот, казаки же боролись с этой напастью с помощью настоек и порошков из зверобоя, вьюнка полевого и дрока.

Часто враги приписывали казакам сверхъестественные способности из-за их умения долго обходиться без пищи и воды. На самом деле никакого чуда в этом не было, а было отличное знание лекарственных растений. Казаки готовили порошок из асфоделя, корня просвирника, чечевицы, белого мака и лука. После приема этой смеси можно было прекрасно обходиться без еды несколько дней.

 

 

Казацкая люлька — тоже лекарство

 

Существует миф о пристрастии казаков к табаку и алкоголю. Но трудно объяснить, как эти вредные привычки сочетались с отличным здоровьем запорожцев. Оказывается, в люльку добавляли целебные травы — полынь, чабрец, мяту, борщевик, поэтому курение улучшало здоровье, а не губило его. Именно поэтому запорожцы практически не болели астмой и бронхитами, считалось также, что такое курение способствовало нормализации давления, улучшению аппетита, сна и даже зрения, а также успокаивало нервы.

Что же касается употребления алкоголя, то пьяниц на Сечи не было.

 

 

Чистое поле и верный конь — панацея от болезней

 

Иностранцы, попав в Запорожскую Сечь, удивлялись тому, что вместо муштры казаки танцуют и поют. Откуда же им было знать, что именно в этом секрет казачьей силы и здоровья? Известно, что запорожцы любили петь веселые марши, плясать гопак, держа в руках по сабле. Современная медицина доказала — пение лечит, укрепляет легкие и пресс, а правильное дыхание помогает насытить кровь кислородом. Тут уж никакие хвори не страшны. А если пение сочетать с физическими упражнениями, прыжками, отжиманиями и приседаниями, эффект будет просто ошеломляющим!

Обязательным для казака было умение ездить верхом на коне. В те времена еще не придумали слова «иппотерапия», но больных радикулитом среди казаков не было. А все потому, что во время верховой езды задействованы все группы мышц, укрепляется мышечный корсет вокруг позвоночника. Верховая езда помогает предупредить развитие сколиоза и даже избавиться от него, полезна при болезнях сердца.

Отдыхали казаки тоже с пользой для здоровья. Утром ходили по росе. Земля насыщала организм энергией, а роса, проникая в поры, растворяла и вымывала токсины... А когда пригревало солнышко, можно было и на травке поваляться, «принимая ванны» из клеверной пыльцы — часок-другой такого отдыха заменяли казаку полноценный ночной сон в кровати.

Но каждый казак знал — отдыхать полезно не везде. Вовсе не случайно на полотнах народных живописцев казак Мамай всегда сидит под дубом — это дерево имеет мощнейшую энергетику. Считается, что сосна и можжевельник обладают гармонизирующим действием, способствуют усвоению знаний. А вот возле тополей лучше не задерживаться — это деревья-вампиры.



Автор текста Наталка Приступ специально для Weekly.ua